ЦЕНТР ВИЗУАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 

 
Конференции и школы 

 

Мастер-школа в рамках проекта
Культурологической ярмарки Приволжского округа
"ВИДЕОАТЛАС ИСТОРИИ НАРОДОВ ПРИВОЛЖСКОГО ОКРУГА"

(руководитель проекта - Е.С.Данилко)
август 2003 г.


Преподаватели:

Е.Александров, Л.Филимонов, Н.Литвина, И.Бойко, Е.Попова
Электронный монтаж - А.Уварина, Э.Фархшатов


Проектная линия "Новые гуманитарные практики в области культуры и социальной работы" Ярмарки социальных и культурных проектов Приволжского федерального округа. Центр этнологических исследований, Музей археологии и этнографии Уфимского научного центра Российской академии наук.

Настоящий проект был направлен на формирование сети региональных центров, которые могли бы на основе сотрудничества и использования современных информационных технологий осуществлять создание видеоатласа традиционной культуры народов Приволжского округа. Это должно позволить не только внести серьезный вклад в сохранение культурного наследия, но и предоставить уникальный материал для СМИ, музеев, системы образования, способствовать проявлению интереса к собственной истории и истории других народов у подрастающего поколения, помогать становлению современных отношений между представителями разных культур на основе самоуважения и толерантности, характерных для открытого общества. Этот новый пласт информации может быть использован и при разработке стратегии этнотуризма. А самое главное, высокий гуманитарный потенциал духовной культуры, накопленный поколениями людей, станет доступен современному зрителю, нуждающемуся в ощущении причастности к исторической судьбе многоликого человеческого рода.

Целью проекта является формирование региональных видеофондов традиционных культур, что позволит в дальнейшем объединить их в единую информационную сеть, которая по мере ее развития даст объемное, пространственное и временное представление о культурном наследии Приволжского края.

При этом должны решаться следующие задачи:

  • формирование в регионах круга лиц, совместно работающих для достижения намеченных целей. В группах должны быть представители разных профессий - этнографы и краеведы, имеющие дело с конкретными культурными группами населения; сотрудники музеев, осуществляющие сбор, хранение и описание видеоархивов и вводящие видеоинформацию в музейную практику, а также обеспечивающие ее использование другими категориями потребителей (лекторами, преподавателями, студентами, школьниками, любителями истории, экскурсоводами, туристическими работниками); специалисты, способные осуществлять видеосъемку и ее последующую обработку, формировать видеофонд и компьютерную базу данных; гуманитарии, пропагандирующие видеоинформацию в средствах массовой информации;
  • разработка положения, определяющего характер деятельности региональных групп с учетом их специфики и необходимости взаимодействия;
  • организация системы обучения, способной обеспечить решение задач, как в течение действия проекта, так и за его пределами. Учебные занятия должны быть ориентированы на подготовку гуманитариев, технических специалистов, методистов, организаторов. Помимо периодических мастер-школ и семинаров система должна строиться на конкурсной основе, предполагать взаимообучение и взаимопомощь, самостоятельный поиск, взаимодействие с существующими в регионах профессиональными организациями, включать творческие конкурсы и широкое обсуждение результатов;
  • создание единой базы информации проекта, где каждая группа будет иметь собственный видеофонд, ориентированный на наиболее ярко представленные в регионе национальные и конфессиональные традиции. Формирование видеофондов должно происходить на основе собственных видеосъемок группы, сбора материалов в архивах, на телевидении, у частных лиц и обмена видеоинформацией с участниками проекта из других регионов. Часть информации поступит из архива Центра визуальной антропологии МГУ, располагающего уникальной коллекцией, отражающей культуру отечественных и зарубежных народов. Конечной целью должно стать создание открытого электронного видеоатласа, постоянно пополняющегося новыми съемками и поступлениями за счет обмена информацией с отечественными и зарубежными видеофондами;
  • обеспечение широкого доступа к видеофондам всех заинтересованных лиц и организаций. Для этого необходимо наладить систему информирования и пропаганды, включающую использование возможностей Интернет, СМИ, проведение семинаров, просмотров, обсуждений.

В ходе реализации проекта предстояло решить ряд общих проблем.

Следует признать, что сложившаяся в стране практика краеведческих и этнографических исследований явно не соответствует масштабам и актуальности стоящих задач. Часто эта работа недостаточно согласована, и даже специалисты, работающие в соседних регионах, будучи сосредоточены на изучении конкретных культур, плохо взаимодействуют.

Относительно небольшое число специалистов, регулярно проводящих исследования, как правило, ориентированы на узкопрофессиональные научные цели и мало внимания уделяют пропаганде традиционной культуры. В результате люди остаются в неведении относительно реального образа жизни соседей, сложного переплетения исторических судеб народов, происхождения внешних различий и глубинной общности многоликого человеческого мира.

Экран, способный преодолевать языковые и социально-психологические различия принадлежащих к разным культурам зрителей, как никакое другое средство пригоден для установления доброжелательного эмоционального контакта между героями фильма и зрителями. Но эту задачу необходимо ставить сознательно и предельно корректно.

К сожалению, исследователи очень редко преследуют цель планомерного и методически осознанного использования видеосъемки. В тех редких случаях, когда им удается сотрудничать с кинематографическими и телевизионными студиями, они сталкиваются со сложившейся в этих организациях практикой работы, учитывающей не столько необходимость глубокого и разностороннего отображения действительности, сколько стремление к сенсационности и развлечению зрителей.

И хотя в настоящее время все чаще проводятся исследовательские полевые видеосъемки, их качество в большинстве случаев очень низкое, что делает их пригодными только для личного использования. Мало того, что довольно трудно совмещать привычные научные цели с видеодокументацией, необходимо еще и освоение довольно сложных навыков проведения видеосъемки, отвечающей эстетическим и этическим требованиям.

У музейных работников также в большинстве случаев отсутствует опыт использования этнографических видеоматериалов. Предстоит большая работа, как с руководителями музеев, так и с сотрудниками, непосредственно привлекаемыми к формированию видеофондов и внедрению этих материалов в музейную и общественную практику.

Роль музеев в проекте чрезвычайно важна, так как предполагается, что именно они должны выполнять функции общественных центров, вокруг которых и должна строиться работа исследователей, студентов, преподавателей школ и вузов.

Именно музеи должны стать хранителями видеофондов. На их же долю выпадают сбор информации, ее описание, распространение, изготовление на ее основе продукции для разного рода использования.

На первом же этапе осуществления проекта необходимо решать задачу широкого информирования, с целью привлечения как можно большего числа потенциальных участников. Среди лиц и организаций, откликнувшихся на информационное письмо, производится серьезный отбор по таким критериям, как наличие положительного опыта, качество исследований традиционной культуры, заинтересованность в планируемой деятельности и готовность к ее осуществлению. Конкурсанты заполняют анкеты, выявляющие уровень знания тематики, связанной с традиционными культурами и видеосъемкой, наличие и вид съемочной и компьютерной техники, готовность участвующей в конкурсе организации стать региональным центром, характер налаженных связей и планы их расширения.

По результатам заочного конкурса заявок выявляются реальные возможности проведения предстоящих учебных видеосъемок и намечаются темы их реализации в ближайшее время.

Руководители проекта и группа консультантов представляют для обсуждения проект положения о региональном центре видеоинформации о традиционных культурах. В ходе обсуждения положение корректируется и принимается участниками семинара.

На учебном семинаре проводятся теоретические и практические занятия, в ходе которых слушатели получают представление об историческом отечественном и мировом опыте визуальной антропологии, знакомятся с классическими фильмами, вырабатывают в ходе дискуссий собственную стратегию деятельности и обсуждают ее с экспертами, получают навыки работы со съемочной и видеокомпьютерной техникой, пригодной как для видеосъемки и монтажа, так и для решения других задач, соответствующих целям проекта.

В ходе обучения акцент делается на осуществлении каждым из слушателей самостоятельных съемок по выбранной ими теме, которые сообща анализируются и переделываются с учетом замечаний. Кроме того, участники семинара, совместно с консультантами, проводят видеомонтаж учебных работ, обсуждают базу данных для сбора и описания видеоинформации, просматривают видеокассеты, представляющие интерес для региональных центров, разрабатывают стратегию методической и организационной работы по формированию и использованию в общественной практике видеофондов, по пропаганде результатов выполнения проекта.

Много внимания на занятиях уделяется проблемам формирования видеофондов и их актуализации. Обсуждается и разрабатывается схема взаимодействия между региональными центрами, обеспечивающая обмен информацией, взаимопомощь, открытость для сторонних пользователей. Выявляются наиболее эффективные направления сотрудничества с организациями, заинтересованными в использовании видеоматериалов.

Важнейшим является выработка системы конкретных действий и мероприятий, обеспечивающих внедрение видеоматериалов в социо-культурную практику после завершения проекта.

В заключение семинара проводится разбор работы, проделанной каждым из участников, обсуждается их готовность организовать региональный центр и продолжить самостоятельную деятельность.

Основная проблема, по мнению авторов проекта, - это поддержание деятельности его участников в последующий период. От этого будет зависеть, насколько эффективно будет реализована идея создания первого на территории России фрагмента видеоатласа традиционных культур


Список участников семинара:

Республика Башкортостан
  1. Миннибаева Заря Ибрагимовна - научный сотрудник отдела этнографии Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН.
  2. Садиков Ранус Рафикович - старший научный сотрудник отдела этнологии Центра этнологических исследований Уфимского научного центра РАН, кандидат исторических наук.
  3. Фархшатов Эдуард Марсельевич - программист, специалист по видеокомпьютерному монтажу.
  4. Данилко Елена Сергеевна - старший научный сотрудник отдела этнологии Центра этнологических исследований Уфимского научного центра РАН, кандидат исторических наук.
Республика Удмуртия
  1. Попова Елена Васильевна - старший научный сотрудник Отдела этнографии в Удмуртском институте истории, языка и литературы Уральского отделения РАН, кандидат исторических наук.
  2. Волкова Люция Аполлосовна - зав.кафедрой отечественной истории Глазовского государственного педагогического института (Удмуртская Республика), кандидат исторических наук, доцент.
  3. Мутина Анна Савильевна - кандидат филологических наук, младший научный сотрудник отдела литературы и фольклора Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН.
Республика Татарстан
  1. Гараев Данис Махмутович.- cтудент кафедры этнографии и археологии Казанского Государственного университета.
Республика Мордовия
  1. Прокина Татьяна Петровна - зав. отделом мордовской культуры Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им.С.Д. Эрьзи.
Самарская область
  1. Ягафова Екатерина Андреевна - доцент Самарского государственного университета, кандидат исторических наук.
Ульяновская область
  1. Матлин Михаил Гершонович - зав. каф. литературой Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова. Филолог, фольклорист.


Список видеоработ
участников учебно-методического семинара,
выполненных в рамках проекта
"Видеоатлас истории народов Приволжского округа"

  1. "Здравствуйте, тетя Зоя". Автор-оператор Мутина А.С. (Ижевск)
  2. "Тыпырдык". Автор-оператор Прокина Т.П. (Саранск)
  3. "Веницианские салоны". Ч. I и II. Автор-оператор Миннибаева З.И. (Уфа)
  4. "Веницианский мулла". Автор-оператор Гараев Д.М. (Казань)
  5. "Ритмы Маядыка". Автор-оператор Садиков Р.Р. (Уфа)
  6. "Юпа". Автор-оператор Ягафова Е.А. (Самара)
  7. "Встреча с Анагосяком". Автор-оператор Волкова Л.А. (Глазов)
  8. "Отец Владимир". Автор-оператор Матлин М.Г. (Нижний Новгород)
  9. "Кумыс из башкирской лошади". Автор-оператор Данилко Е.С. (Уфа)
 

 

 
Вверх

2007—2012 © Анастасия Каспарова