ЦЕНТР ВИЗУАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 

 
IV Московский международный фестиваль визуальной антропологии 

 

Итоги фестиваля

Четвертый Московский фестиваль визуальной антропологии «Камера-посредник» прошел 2-8 октября 2008 года.

Программа фестиваля включала просмотр фильмов в рамках основной программы, конкурс дебютов и Международную научно-практическую конференцию «Аудиовизуальная антропология: теория и практика».

Всего на фестивале было показано 74 фильма. Из них зарубежных – 53, представленных авторами из 33 стран. Зрители фестиваля познакомились с жизнью многих народов мира, населяющих все континенты, включая Южную Америку и Австралию. Были показаны фильмы, снятые авторами из Непала, Перу, Японии, стран Африки. Особенностью фестиваля стало широкое представительство авторов бывшей Югославии – Сербии, Словении, Македонии. Российские фильмы были посвящены жизни народов из самых отдаленных регионов.

Практически все фильмы фестиваля визуальной антропологии отличались от идущих по телевидению документальных работ, в большинстве случаев откликающихся на сиюминутные проблемы, стремлением показать органичность и целостность разнообразных культур людей, живущих в различных природных, социальных, исторических условиях. И, несмотря на внешнюю несхожесть, очень близких в проявлениях общечеловеческих чувств.

На прошедшей в рамках фестиваля конференции выступили более 20 авторов из разных стран мира. Демонстрировались видеоматериалы и шла дискуссия по следующим темам:

  • Теория и методология визуальной антропологии;
  • Визуальная антропология и зритель. Проблемы создания фильмов;
  • Антропологические исследования методами визуальной антропологии;
  • Визуальная антропология и научно-образовательные проекты;
  • О прошлом и будущем визуальной антропологии.

Профессор Университета Флоренции Паоло Кьоцци провел мастер-класс "Методологические перспективы в визуальной антропологии: два учебных примера в Италии".

Доклады и выступления участников нашли отражение в сборнике статей, подготовленном к началу конференции.

Жюри просмотрело 23 работы начинающих отечественных и зарубежных визуальных антропологов и наградила призами:

Дипеш Харел. Непал/Норвегия, Жизнь со сланцем (Гран-при);

Джи Ли. США/Камерун, Аль-Хаджи и его жены (Второй приз: за исследование быта и нравов народа Камеруна визуально-антропологическими средствами);

Владимир Головнев. Россия (Омск), Не от мира сего… (Третий приз: за выбор темы, отражающей современную российскую действительность. и ее режиссерское воплощение).

В октябре 2010 году должен состояться пятый фестиваль и пройдет десять лет работы, связанной с его организацией.

Предыдущие фестиваля были периодом становления и поиска — определением роли Московского фестиваля в культурной жизни России и его места в ряду мировых фестивалей визуальной антропологии. В результате организаторы остановились на девизе третьего фестиваля — «камера-посредник». Это название акцентирует внимание на узловой проблеме визуальной антропологии — на позиции человека с камерой, которому представители одной культуры доверяют формирование своего образа, предъявляемого представителям других культур.

От того, как визуальный антрополог понимает характер своей ответственности, насколько владеет языком кино и насколько глубоко знаком с культурой, в которую входит, какие чувства при этом испытывает и как они преломляются в его творчестве, зависит качество фильмов, предназначенных для публичного представления. Все дальнейшие действия, которые он должен будет производить, чтобы добиться главной цели — осуществления экранного диалога культур — в конечном счете, также будут определяться тем, как он осознает свою посредническую роль.

Не забывая о прежних задачах,— показе многообразия и красоты культуры народов мира, выявления их глубинного единства, плодотворности обращения к традиционным истокам культур, привлечения внимания к возможностям визуальной антропологии как можно более широкого круга специалистов и зрителей,— московский фестиваль будет стремиться отвечать цели, определяемой девизом «камера-посредник».

Представляется, что именно такая направленность наиболее полно соответствует предназначенности визуальной антропологии, определяет ее место среди других видов деятельности, способствующих распространению гуманитарных идей.

Евгений Александров,
директор Московского международного фестиваля визуальной антропологии

 

 

 
Вверх

2007—2012 © Анастасия Каспарова