ЦЕНТР ВИЗУАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 

 
О нас 

 

ЦВА МГУ — творческое объединение, в деятельности которого кроме лаборатории ВКТ Центра новых информационных технологий факультета дополнительного образования принимают участие сотрудники и студенты разных факультетов Московского университета и других организаций.

За долгие годы существования центра много замечательных людей оказывали содействие в научной и творческой деятельности, помогали в организации фестивалей и конференций по визуальной антропологии.

 

Евгений Васильевич Александров
Леонид Сергеевич Филимонов
Валерий Алексеевич Носарев
Роман Лихачев
Петр Калмыков
Ольга Борисовна Христофорова
Елена Сергеевна Данилко
Наталья Литвина
Иван Бойко
Андрей Исэров
Владимир Маркович Магидов
Анастасия Каспарова
Мария Силкина
Александр Кутькин
Борис Будинас
Ирина Сергеевна Пармузина
Дмитрий Реган
...

ЦВА МГУ первым в России (с 1991 г.) начал последовательно вести комплексную визуально-антропологическую деятельность:

  • собирать отечественные и зарубежные аудиовизуальные материалы;
  • проводить серии видеодокументаций, отображающих реальное состояние традиционных культур России;
  • создавать на основе видеодокументаций фильмы разного назначения для культурных и научно-образовательных целей;
  • формировать видеоархив;
  • участвовать в разработке теории визуальной антропологии;
  • вести занятия на основе авторского спецкурса;
  • принимать участие в конференциях и фестивалях;
  • организовывать мероприятия, направленные на внедрение идей и материалов визуальной антропологии в социокультурную практику.

ЦВА МГУ участвовал в подготовке и проведении:

  • семи Международных семинаров визуальной антропологии в Москве (1993—2005 гг.);
  • двух Российских фестивалей визуальной антропологии в г. Салехард в 1998 и 2000 гг., в рамках которых состоялось оформление Российской ассоциации визуальной антропологии (РАВА), прошли гуманитарный симпозиум «Взаимодействие и сообщаемость культур» и семинары РАВА;
  • секции визуальной антропологии на 4-м Международном фестивале документальных фильмов «Флаэртиана» 31 мая—5 июня 2002 г. в г. Пермь, где режиссер Центра Леонид Филимонов был награжден призом «Серебряный Нанук»;

ЦВА МГУ провел:

  • Первый Московский международный фестиваль визуальной антропологии «Диалог чужих миров» 5—8 апреля 2002 г., Второй Московский международный фестиваль визуальной антропологии «Традиция и объектив. В поисках цельности» (МГУ им. М.В.Ломоносова 22—26 мая 2004 г., Третий Московский международный фестиваль визуальной антропологии «Камера-посредник» (МГУ им. М.В.Ломоносова 8-13 октября 2006 г.);
  • секции визуальной антропологии на III Российском конгрессе антропологов в Москве в июне 1999 г, на IV конгрессе в г. Нальчик в октябре 2001 г., на V конгрессе в г. Омск в июне 2003 г., на VI конгрессе в г. С-Петербург (Репино) 28 июня—2 июля 2005 г.;
  • школу визуальной антропологии в г. Красноярске (1999 г.) и две выездные школы в г. Томске (2000 и 2001 гг.);
  • мастер-школу антропологического кино и телевидения в пос. Ключи Пермской области (2001 г.);
  • мастер-класс на этно-музыкальном фестивале «Живая вода» на Телецком озере (2001 г.);
  • мастер-школу в рамках проекта Культурологической ярмарки Приволжского округа «Видеоатлас истории народов Приволжского округа» в деревне Венеция (Башкортостан) в 2003 г.;
  • мастер-класс «Визуальная антропология: актуальные проблемы теории и практики» в рамках Второй Югорской полевой музейной биеннале в г. Ханты-Мансийск (2006 г.).

ЦВА МГУ участвовал в подготовке к изданию русского перевода книги К. Хайдера «Этнографическое кино», семи сборников статей по визуальной антропологии и монографии Е. Александрова «Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии».

В настоящее время ЦВА МГУ выполняет функции информационно-технологического центра Российской ассоциации визуальной антропологии и располагает:

  • авторской методикой съемки «созвучная камера», адекватной идеям и целям визуальной антропологии;
  • апробированным спецкурсом «Визуальная антропология»;
  • видеофондом, состоящим, как из видеодокументаций, проведенных сотрудниками ЦВА, и фильмов на их основе по теме «Видеомониторнг традиционных культур России» (900 часов), посвященной культуре молокан (1992—1995 гг.) и старообрядцев (1993—2006 гг.), а также по тематике других гуманитарных дисциплин (психологии, социологии, филологии, культурологии), изобразительного, музыкального и театрального искусств (500 часов), так и из работ других отечественных и зарубежных авторов (500 часов), в том числе, копий фильмов двух Салехардских фестивалей антропологических фильмов и трех Московских международных фестивалей визуальной антропологии;
  • рядом публикаций, отражающих исследовательский, педагогический и практический опыт сотрудников ЦВА;
  • зарубежной информацией по визуальной антропологии.

ЦВА МГУ участвовал в осуществлении проектов в рамках российских и международных программ, в том числе:

  • федеральной программы «Народы России: возрождение и развитие»;
  • федеральной программы «Сохранение и развитие культуры России»;
  • канадско-американской программы «Визуальная антропология народов севера России»;
  • европейской программы INTAS совместно с Институтом научного фильма г. Геттинген и РГГУ — проект «Выявление и редактирование этнографических архивных фильмов в архивах России»;
  • российско-французской программы ИОО по дистанционному обучению «Сонотека»;
  • Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда;
  • Фонда Форда — проект «Мобильная мастерская визуальной антропологии»;
  • программы ИОО «Мосты взаимопонимания» — проект «Свое чужое лицо»;
  • Культурологической ярмарки Приволжского округа — проект «Видеоатлас истории народов Приволжского округа».

ЦВА МГУ заинтересован в сотрудничестве по:

  • обмену и использованию имеющихся у него видеоматериалов;
  • проведению видеосъемок и созданию фильмов;
  • организации фестивалей, конференций, семинаров, выездных школ, способствующих распространению в России принципов и материалов визуальной антропологии;
  • формированию универсальной видеокомпьютерной системы, обеспечивающей на современном техническом уровне съемку, хранение, обмен, распространение и разнообразное использование оцифрованной видеоинформации, в том числе с целью создания сообщений различного назначения на различных носителях;
  • прочей деятельности, направленной на распространение идей и материалов визуальной антропологии для создания условий, способствующих открытому и равноправному диалогу между представителями различных культур.

 

 

 
Вверх

2007—2012 © Анастасия Каспарова